1. Общие положения Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», Уставом МБДОУ, договором о взаимодействии районного ПМПК и ПМПк МБДОУ детского сада №6 «Золотая рыбка» от 25.12.2014г. 1.1. Настоящее положение регламентирует порядок организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Ромашка» (далее – МБДОУ), реализующей общеобразовательные программы дошкольного образования. 1.3.Положение призвано регулировать процесс взаимодействия специалистов, педагогов, осуществляющих психолого-медикопедагогическое сопровождение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их родителей (законных представителей). 1.4. Общее руководство по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья возлагается на заведующего МБДОУ (председателя ПМПк). 1.4. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся заведующим МБДОУ. 1.5. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. 2. Цели работы МБДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья 2.1. Создание условий, наиболее благоприятных для воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ, по оказанию им комплексной помощи в соответствии со спецификой нарушений их психического, физического и соматического здоровья. 2.2. Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребёнка. 2.3. Сохранение и укрепление нервно - психического и физического здоровья детей, организация и проведение профилактической и оздоровительной работы. 2.4. Взаимодействие с семьёй с целью создания единого образовательного пространства. 3. Основные направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Психологическое: - система эффективных методов, направленных на преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, а также аффективных форм поведения; - комплексное психолого-педагогическое обследование. 3.2. Педагогическое: - работа по возможному развитию высших психических функций, речи детей с ОВЗ; - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода при планировании и реализации педагогического процесса с учётом динамики индивидуального развития каждого ребёнка; - формирование навыков самообслуживания, представлений о себе, овладение ими доступных образовательных уровней; - развитие коммуникативных умений. 3.3. Медико-оздоровительное: - укрепление физического и психического здоровья; - поддержание функциональных и адаптационных возможностей детского организма и иммунитета; - создание благоприятного эмоционального режима пребывания в МАДОУ. 4. Порядок организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 4.1. В организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут быть задействованы следующие работники МБДОУ: - старший воспитатель; - воспитатель группы, в котором воспитывается ребёнок с ОВЗ; - педагог-психолог; - учитель-логопед; - медицинская сестра; - музыкальный руководитель; - инструктор по физической культуре и др.; 4.2. Работа с детьми с ОВЗ осуществляется при наличии: - соответствующего программно-методического обеспечения (учебнометодических и дидактических материалов, наглядных пособий, коррекционно-диагностического инструментария и др.); - кадрового обеспечения. 4.3. МБДОУ самостоятельно в выборе комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. 4.4. Выбор форм обучения и воспитания детей с ОВЗ осуществляется на основе коллегиального заключения и разработанных рекомендаций по результатам комплексного обследования специалистами ПМПК района. 4.5. Периодичность проведения ПМПк определяется реальными запросами МБДОУ на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с ОВЗ. 4.6. Обследование воспитанника специалистами ПМПК осуществляется по инициативе его родителей (законных представителей) или ПМПк с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора между МБДОУ и родителями (законными представителями, Договора о взаимодействии Районного ПМПК и ПМПк МБДОУ детского сада №6 «Золотая рыбка» от 25.12.2014г. 4.7. Обследование проводится специалистами ПМПК на основании представленных ПМПк медицинских и педагогических документов ПМПк. 4.8. Коллегиальное заключение ПМПК содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития воспитанника и указания диагноза и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение подписывается председателем и всеми членами ПМПК. 4.9. Заключения специалистов ПМПК родителями (законными представителями) предоставляются в ПМПк ДОУ. ПМПк создает комфортные условия для получения образования, организации присмотра и ухода в соответствии с рекомендациями ПМПК. 4.10. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ организовано совместно с другими детьми определенной возрастной группы, к которой относится воспитанник с ОВЗ. Работа с детьми с ОВЗ осуществляется в рамках максимально допустимой учебной нагрузки с учётом необходимости проведения дополнительных коррекционно - развивающих занятий, а также повышенной утомляемости детей с ОВЗ. 4.11. В целях организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ разрабатывается план работы, включающий в себя направления деятельности по: - созданию специальных условий в группах, помещениях дошкольной организации; - по приобретению необходимого методического и дидактического материала; - по определению форм работы с детьми с ОВЗ, по оказанию методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ. 4.12. Педагоги и специалисты МБДОУ, привлечённые к работе с детьми с ОВЗ, ведут следующую документацию, отражающую коррекционнопедагогический процесс: - карты психолого-педагогического обследования, мониторинга образовательного процесса (освоение образовательных областей, развитие ребёнка); - календарные планы, планы индивидуальной работы с детьми с ОВЗ. 4.13. В конце каждого года обучения ПМПк МБДОУ по результатам обследования воспитанников даёт рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребёнка либо представляет на районное ПМПК для определения дальнейшей программы обучения. 4.14. Медицинское обслуживание детей с ОВЗ обеспечивается на общих основаниях в рамках обслуживания муниципальных ДОО. 4.15. Медицинский работник оказывает помощь педагогическим работникам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к детям с ОВЗ с учётом здоровья и особенностей их развития, дает рекомендации медико- коррекционной направленности, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в профилактических и лечебных целях. 4. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам дошкольного образования 4.1. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 4.1.1. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная (модифицированная) для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 4.2. В дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья: 4.2.1. доступность среды: 4.2.1.1. доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность: 4.2.1.1.1. для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению - присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую техническую помощь; 4.2.1.1.2. для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоекбарьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений). 4.2.1.2. свободный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности: 4.2.1.2.1. для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению - обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; 4.2.1.2.2. для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху - обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода); 4.2.1.3. исправность и сохранность материалов и оборудования. 4.2.2. использование специальных образовательных программ дошкольного образования (далее Программ) и методов обучения и воспитания: 4.2.2.1. Программы должны быть составлены с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов; 4.2.2.2. Программы должны содержать раздел коррекционной работы и/или инклюзивного образования, в котором: 4.2.2.2.1. раскрываются механизмы адаптации Программ для детей с ограниченными возможностями здоровья; 4.2.2.2.2. определяются специальные методические пособия и дидактические материалы; 4.2.2.2.3. рассматривается осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. 5. Порядок оплаты труда педагогическим работникам МБДОУ за организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 5.1. Оплата труда педагогов МБДОУ, осуществляющим организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, проводится согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим данную деятельность. 6 . Руководство и контроль за организацией работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 6.1. Руководство и контроль за организацией образовательной деятельности детей с ОВЗ осуществляет заведующий МБДОУ, который совместно с коллективом МБДОУ: - создаёт климат психологического комфорта; - формирует предметно – развивающую среду, другие необходимые условия для организации работы с детьми с ОВЗ; - взаимодействует с органами здравоохранения, другими организациями, осуществляющими поддержку, социальное и медицинское сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. 6.2. Контроль за организацией работы МБДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами осуществляется муниципальным учреждением «Отдел образования Администрации Мясниковского района» в соответствии с его компетенцией.